Что влияет на резкость фотографий?

Что влияет на резкость ваших фотографий? 
Многие фотографы, особенно любители, которые не особо вникают в суть, часто жалуются на недостаточную резкость и детализацию фотографий.
Давайте разберемся, от чего зависит резкость ваших фотоснимков.

Недавно у одной фотографини, которая, как ни странно, ещё и обучает фотографии, увидел пост, в котором она на серьезных щах писала, что на резкость фотографий влияет жесткость света! Давно так не смеялся!
А что же на самом деле влияет на резкость фотографий? Давайте разбираться по-взрослому.

Что влияет на резкость фотографий?

Первое – это аппаратная часть. То есть, камера и объектив. Многие могут спросить, каким боком тут оказалась камера? А вот таким:

1. Существуют, хотя их очень мало в процентном соотношении, камеры с отличной от байеровской (гуглим, что это такое) структурой матрицы. Например, старые камеры Sigma. Они имеют честное разрешение, и при использовании качественной оптики детализация будет выше, чем у аналогичной камеры с байеровским сенсором. Есть также монохромные камеры, которые имеют высочайшую детализацию, так как там вообще отсутствуют светофильтры.

2. Есть камеры, в которых отсутствует сглаживающий фильтр (anti-alias filter). Обычно, такие камеры обозначаются английской буквой R в названии. Например, Sony A7RII. Сглаживающий фильтр несколько смягчает картинку, а без оного на матрице она выглядит резче.

3. Есть такое понятие, как диафрагменный предел. Это значение диафрагмы на объективе, являющееся предельным по резкости. При дальнейшем закрытии диафрагмы резкость будет падать за счет дифракции. Для разных камер диафрагменный предел имеет разное значение, для камер более высоким разрешением значение диафрагменного предела меньше (падение резкости начинается на более открытой диафрагме).

Насчет объектива, тут все понятно. Чем выше техническое качество объектива, его разрешающая способность, равномерность резкости по центру и в углах кадра, тем более детализированной будет фотография. Причем, техническое качество напрямую не связано с ценой. Например, мой старенький недорогой Carl Zeiss Jena Pancolar 50 mm 1:1.8 на диафрагме f/8 дает звенящую картинку по всему кадру, абсолютно без хроматики.

Для среднеарифметического объектива наилучшая резкость достигается на диафрагмах f/5.6 – f/11 (не забываем про диафрагменный предел камеры).

Второе – это техника съемки и человеческий фактор. То есть, технические ошибки, которые допускает фотограф при съемке.

1. Неправильный выбор настроек камеры. Данный пункт включает в себя сразу несколько типичных ошибок, таких как неверное значение выдержки, диафрагмы, неправильно выбранный режим работы автофокуса.
Так, например, неправильный выбор выдержки при съемке может привести к шевеленке из-за микродвижений камеры, либо к смазу (это когда двигается объект съемки). Для того, чтобы не было шевеленки, нужно правильно выбирать выдержку или использовать штатив. Смаз же лечится только короткой выдержкой. Про неправильный выбор диафрагмы было сказано выше. Очень многие объективы имеют резкость на открытой диафрагме, далекую от идеальной, для некоторых это вообще нерабочее значение из-за сильного подмыливания картинки.
Если фотограф выберет неоптимальный режим автофокуса, его камера может сфокусироваться вовсе не там, где это необходимо. Например, вместо фокусировки на глаза в портрете, она сфокусирует объектив на каком-то контрастном элементе одежды или украшении. В результате получится брак, глаза будут нерезкими. В зеркалках лучше самостоятельно выбирать нужную точку фокусировки, а в беззеркалках, при съемке портрета, можно активировать режим фокусировки по глазам. Работает отлично!

2. Неправильный выбор глубины резкости. Очень часто фотографы, купив светосильный объектив, чрезмерно увлекаются съемкой на открытой диафрагме, в основном, из-за красивого рисунка боке. И нередко забывают прикрывать диафрагму в тех случаях, когда это необходимо, например, при съемке города, пейзажа, студийной съемке.
В результате глубина резко изображаемого пространства получается маленькой, следовательно, резкими получатся объекты только в небольшом диапазоне расстояний.

3. Еще один вид ошибки, это неправильная техника съемки. Например, сфокусировавшись по центральной точке, фотограф поворачивает камеру, чтобы немного изменить композицию кадра, и в этот момент неосознанно делает небольшое движение вперед или назад. При широких диафрагмах это гарантированно приводит к тому, что фокус окажется не там, где это необходимо. Лечится слесарным молотком, которым надо постучать по рукам до их полного выпрямления. В тяжелых случаях помогает пересадка рук на место, предназначенное им природой, то есть, на плечи.

А влияет ли жесткость света на резкость фотографии? Да никоим образом! Жесткий свет хорошо прорабатывает различные текстурные поверхности, в силу резкости границы теней и контраста. К собственно резкости это не имеет никакого отношения. Резкость, как отображение мелких деталей, определяется только параметрами системы камера-объектив.

Оставить комментарий